Интервью
- Доржиев Бато - Очир Владимирович, с. Шара - Азарга, фермер
- Анадуев Батор Доржиевич, охранник, школа - интернат, с. Кижинга
- Осохеев Николай Петрович, директор ДЮСШ, Окинский район
- Чтобы быть красивой и успешной, ей достаточно идти под руку с любимым мужем
- Сэлмэг Булатовна Ибрагимова, домохозяйка, г. Закаменск
- Олеся Геннадьевна Дашиева, главная медсестра Закаменской ЦРБ.
- Цыпилма Ивановна Очирова с. Енгорбой, домохозяйка
- Надежда Бимбаевна Доржиева, учитель английского языка СОШ №1 г. Закаменск
фотогалерея
архив новостей
погода
Жизнь свою отдал искусству фотографии
Коллектив фотоателье дружно отмечал праздники. Новый год
Фотография – это уникальное явление, ведь на фотоснимках можно запечатлеть происходящее событие, красивые места, любимых людей. Благодаря им можно вернуться в прошлое, ведь просматривая фотографии, мы вспоминаем важные, значимые для нас события. К тому же для кого-то фотография – это не просто увлечение, а ещё и профессия и даже искусство. И поэтому неудивительно, что у этого явления есть свой персональный праздник – Всемирный день фотографии, который все фотографы и ценители данного искусства отмечают ежегодно 19 августа. Сегодня мы окунёмся в прошлое и расскажем со страниц газеты о человеке, который долгое время работал в фотоателье при КБО (Комбинате бытового обслуживания) и занимался фотографиями на заказ.
Владимир Иванович Доттай родился 3 февраля 1960 года. Окончив школу № 3 в 1977 году, он поступил в УПК (Учебно-производственный комбинат) в г. Улан-Удэ. В этом учебном учреждении готовили парикмахеров, телемастеров, фотографов – в общем, специалистов сферы бытового обслуживания населения. Он мог бы выбрать любую из специальностей, но отдал своё предпочтение фотографии. Искусству фотографии обучался полтора года. Сначала изучал теорию, а затем на практике постигал это искусство. Самостоятельно работать стал с февраля 1979-го, когда вернулся в Закаменск.
В то время в Советском Союзе любовь к фотографии была народной. Семейный снимок становился событием, а поход в фотоателье – праздником. Тогда по всей стране были популярными студийные фотоателье, где изготавливались как портретные фото на документы, так и художественные фото (семейное, детское, свадебное, групповое). Старшее поколение помнит: все фотоателье были похожи друг на друга – это большая комната, заставленная множеством осветительных фонарей, белых зонтов с лампами внутри, неподвижных или сдвигающихся фонов, высоких и не очень табуретов, детских игрушек лошадок-качалок, кукол, домиков, зверушек, шляп, красных занавесок и другого реквизита. Всё это применялось для создания фото-шедевров для взрослых и детей. Не ошибусь, если скажу, что практически в каждой семье есть типичные для того времени фотоснимки: с телефоном, с красивой игрушкой...
Долгое время Владимир Иванович работал выездным фотографом. Он выезжал в сёла и фотографировал передовиков сельского хозяйства и производства. Совместно с райкомом партии посещал дальние гурты. Много фотографировал коллективы и воспитанников сельских детских садов, школ, оказывал услуги населению на месте. Владимир Иванович вспоминает то время с неподдельной ностальгией и теплом. Ему очень нравилось ездить по району и фотографировать людей. Оплата выездных фотографов была чуть выше, чем тех, кто стоял в городе на съёмке. Хотя и здесь ему тоже довелось поработать. В фотоателье приходили фотографироваться целыми семьями, заказывали портреты, делали фото на документы, фотографировались в день свадьбы или просто группой. А ещё раньше было принято фотографировать похороны, и здесь приходилось выезжать Владимиру Ивановичу на дом, чтобы запечатлеть на камеру то, как человека провожали в последний путь.
Снимки в фотоателье делали фотографы сами. Сами составляли растворы по рецептам и проявляли фотокарточки, печатали, сушили. Это было такое таинство, постичь которое мог не каждый.
Коллектив фотоателье был очень дружным, работали с огоньком, чувствовалась заинтересованность. Все вместе отмечали праздники, помогали и поддерживали друг друга. С В.И. Доттаем работали Галина Андреевна Эннис, Зинаида Цыреновна Батуева, Надежда Дамдиновна Соктоева, Нина Михайловна Кеер. Это были постоянные фотографы, известные в городе люди, их знали в лицо многие закаменцы.
До 1996 года в Закаменске делали чёрно-белые фотографии. В 1996 году Владимир Иванович выучился в Улан-Удэ вместе с коллегой Надеждой Соктоевой, как он говорит, на «цветника», и только потом в г. Закаменск появилась цветная фотография. Стоимость фотографий зависела от размера и от количества. Например, профессиональная чёрно-белая фотография, выполненная в фотоателье, размера 13 на 18 см стоила 2 рубля 45 копеек.
Фотоателье в Закаменске проработало до 2004 года. В последние годы было очень сложно. Здание, где раньше располагалось КБО, было отсоединено от центрального отопления, стояло полупустое, и никакие услуги, кроме фотографии, КБО уже не оказывало.
– В помещении было очень холодно, и чтобы пар не испортил фото, мы, фотографы, просили людей во время съёмки не дышать. Сами поставили буржуйку, кололи дрова и топили печь. Так работали на протяжении четырёх лет, начиная с 2000 года, – вспоминает Владимир Иванович.
В начале двухтысячных в массы сначала пришла моментальная фотография типа Kodak, а затем и цифровая фотография. Химикаты, плёнки, бумагу для изготовления фотографий стало очень тяжело приобретать. И ателье в угоду времени перестало существовать. И Владимир Иванович больше уже не работал, переучиваться было уже поздно.
Крепкий мужчина идёт по жизни рука об руку со своей супругой Мариной Павловной. Вместе они вырастили сына Николая и помогают воспитывать внучку Анастасию, которая радует бабушку и дедушку своими хорошими оценками в школе. У них большая цветущая дача, которая требует немало усилий и внимания. Чтобы получить в конце сезона обильный урожай, им с супругой приходится много работать.
Сегодня фото можно сделать в любом месте, и для этого не обязательно куда-то идти, даже не обязательно иметь под рукой хороший фотоаппарат, достаточно просто телефона. Но те старые фотографии, что были сделаны в фотоателье, хранят в себе ту особую атмосферу, когда в ателье шли как на праздник. Такие фото, наверняка, есть у каждого из нас. Когда смотришь на эти фотографии, не можешь оторваться, они были качественными. И мы до сих пор с особым трепетом храним эти фотографии.
Анна АГАФОНОВА, наш корр.
Оставить комментарий