Главная Официально Ответы на вопросы страхователей по предоставлению индивидуальных сведений застрахованных лиц со специальным стажем работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
25.02.2013
Просмотров: 3841, комментариев: 0

Ответы на вопросы страхователей по предоставлению индивидуальных сведений застрахованных лиц со специальным стажем работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.



Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования – фундамент, на основе которого должна производиться оценка пенсионных прав застрахованных лиц, а в свете пенсионной реформы рассчитываться пенсионный капитал и определяться размер пенсии.

Поэтому от правильной организации персонифицированного учета в значительной степени будет зависеть успех реформы пенсионной системы, а также уровень государственных гарантий при реализации гражданами пенсионных прав.

Опыт ведения персонифицированного учета выявил необходимость выработки особых критериев для получения достоверных сведений, используемых при назначении льготных пенсий по условиям труда.

Среди предоставляемых льгот и компенсаций за неудовлетворительные условия труда особое место занимают льготы по пенсионному обеспечению – досрочный выход на трудовую пенсию по старости, установленную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173 – ФЗ статьи 27 и 28. В отличие от дополнительного отпуска, сокращенного рабочего дня и других льгот, которые предоставляются в период трудовой деятельности, льготное пенсионное обеспечение устанавливается по достижении определенного возраста и при наличии соответствующего стажа работы во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Основной контингент получателей пенсионных льгот за работу с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда (более 90%) содержатся в Списках № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Так, лицам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 27, досрочная трудовая пенсия по старости назначается в том случае, если они были заняты на работах, указанных в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда.

Правильное решение вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда зависит, прежде всего, от предприятия, где осуществляется трудовая деятельность конкретного лица. На администрацию предприятий, учреждений и организаций возложена ответственность за подготовку документов, необходимых для назначения пенсии.

Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ), на страхователя возложена обязанность представлять в установленные сроки (до 1 марта года, следующего за расчетным периодом) достоверные сведения на каждое о застрахованное лицо в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР), где страхователь зарегистрирован как плательщик страховых взносов.

Для льготных пенсий страхователи должны провести предварительную работу по сбору информации о специальном стаже по каждому застрахованному лицу.

В каждой организации, где есть рабочие места, дающие право на льготное пенсионное обеспечение, должен быть составлен Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, работники которых пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, поскольку правильное составление Перечней служит основой для предоставления достоверных индивидуальных сведений о специальном стаже. Обязанность по оформлению Перечня рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых установлено право на льготное пенсионное обеспечение, возложена на руководителей предприятий, организаций в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.91 г. № 517.

Перечень составляется один раз в календарном году. При изменении производств, работ, профессий и должностей, включенных в этот Перечень, в него вносятся соответствующие изменения, о чем сообщается в местные органы ПФР.

Перечень должен быть утвержден руководителем организации, учреждения, подписан членами комиссии по утверждению Перечня рабочих мест, заверен печатью организации, проставлена дата утверждения Перечня.

Для целей персонифицированного учета при сдаче «Индивидуальных сведений о страховом стаже и начислениях страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица» (форма СЗВ-4-1) наряду с Перечнем и на его основе работодателям рекомендуется составлять поименный Список работников, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение с указанием фамилии, имени, отчества, профессии, должности, даты приема, перевода на работу с особыми условиями труда или увольнения, если таковые имелись в отчетном периоде (1 календарный год), и других сведений, необходимых для заполнения формы «Индивидуальных сведений».

Документ персонифицированного учета «Индивидуальные сведения» по форме СЗВ рекомендуется заполнять только по окончании вышеназванной работы по всему предприятию (организации) или по крупным структурным подразделениям (корпусам, цехам и т.д.)

Индивидуальные сведения о специальном стаже, дающем право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, являются достоверными, если изложенные в них данные соответствуют первичным документам, отражающим фактически выполненную работу, условия и характер которой отвечают требованиям статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173 – ФЗ.

Круг лиц, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда определяется в соответствии со специальными Списками №1 и №2, введенными в действие постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.91 № 517 с 01.01.1992 года, и другими («малыми») Списками, утвержденными отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации.

Основным методом контроля за достоверностью представляемых страхователями индивидуальных сведений является ведение учета количества рабочих мест, должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12 2001 № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Следовательно, взаимодействие со страхователями по вопросам формирования и актуализации, представленных ими Перечней является одним из основных направлений работы специалистов по оценке пенсионных прав застрахованных лиц территориальных органов ПФР.

Согласно статье 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета является обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении.

На основании статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 16 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации имеет право проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, в том числе в целях осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 63 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997г. № 318 (далее - Инструкция от 15.03.1997г. № 318), территориальный орган ПФР вправе осуществлять контроль за правильным предоставлением работодателем индивидуальных сведений, в том числе путем проведения документальных проверок, а также путем запроса дополнительных сведений.

Также в пункте 3 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сказано, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.

В этой связи Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 30.01.2002 года № 11п утверждены «Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования».

Представленные страхователем индивидуальные сведения о стаже работы, дающем право на пенсию в связи с особыми условиями труда, подлежат обязательной проверке специалистами по оценке пенсионных прав застрахованных лиц территориального органа ПФР.

Для обеспечения достоверности данных о трудовом стаже, отраженных в форме индивидуальных сведений, проводятся документальные и камеральные проверки индивидуальных сведений, в том числе форм СЗВ-К, представленных страхователями, перечней рабочих мест, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, индивидуальных сведений ликвидируемых организаций, оценка дополнительно представленных застрахованными лицами документов, влияющих на их пенсионные права.

На предприятия, имеющие рабочие места, работникам которых установлено право на льготное пенсионное обеспечение, в территориальном органе ПФР формируются наблюдательные дела, т.е. организовывается сбор документов с информацией о специальном стаже работы (названные выше Перечни, поименные списки работников, справки, акты проверок с выходом на место правильности составления Перечней и т.п.)

Страхователи, которые еще не представили Перечни и поименные списки, должны сдавать их вместе с пачками, содержащими документы СЗВ со сведениями о специальном стаже работы, в территориальный орган ПФР.

Представленные Перечни проходят камеральные проверки на предмет их оформления и правильности заполнения, а также в большинстве своем подвергаются документальной проверке с выходом на предприятие (организацию).

В ходе камеральной проверки поименных списков, представленных вместе с Перечнем, подтверждается наличие страховых номеров, соответствие кодов условий труда – кодам, содержащимся в Перечнях, а также наименований профессий и должностей – действующим ЕТКС.

При камеральной проверке сведений о стаже работы, дающем право на пенсию в связи с особыми условиями труда, подтверждается достоверность сведений, содержащихся в поименных списках, а на их основе сведений по форме СЗВ.

При проведении документальных проверок индивидуальных сведений устанавливается соответствие содержащейся в них информации о трудовом стаже данным первичной учетной документации по учету кадров и характеру работы, а о заработке (вознаграждении), доходе и начисленных взносах - первичным данным бухгалтерского учета и требованиям действующих нормативных правовых актов.

Проверки сведений о стаже и заработке осуществляются за два завершенных календарных года, предшествующих проверке.

В случае, если при оценке пенсионных прав застрахованных лиц их индивидуальные сведения вызовут сомнения, то указанные проверки организации при необходимости могут проводиться сплошным порядком с привлечением большего числа специалистов региональных отделений ПФР.

Документальными проверками выявляются следующие характерные ошибки: необоснованное включение ряда профессий в перечень рабочих мест, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости; неправомерное включение периодов работы в льготный стаж; включение отпусков без сохранения заработной платы в льготный стаж; неверный подсчет льготного стажа по фактически отработанному времени; неверное фиксирование периодов работы (дат приема и увольнения) и другие ошибки.

Результаты проверки достоверности сведений о стаже и заработке оформляются актом.

При наличии нарушений, зафиксированных в акте документальной проверки и приложениях к акту, то есть в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета, страхователю в 2-недельный срок необходимо представить исправленные формы (пункт 29 Инструкция от 15.03.1997г. № 318).

Статья 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173 – ФЗ устанавливает наступление ответственности страхователей и застрахованных лиц в случае представления недостоверных сведений для установления и выплаты пенсий:

«пункт 1. Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

пункт 3. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Наступление ответственности влечет за собой применение правовых санкций. Санкции могут быть различны, и зависят от тяжести содеянного: дисциплинарные взыскания, штраф, пеня, возмещение вреда, лишение свободы.

Так, например, статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, предусматривается применение финансовых санкций в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Применение той или иной санкции осуществляется компетентными на то органами. Следовательно, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, вправе обращаться в компетентные органы за защитой нарушенных прав и установлением ответственности к виновным лицам.

За более подробной консультацией по вопросам предоставления индивидуальных сведений со специальным стажем работы рекомендуем обращаться в Управление пенсионного фонда в Закаменском районе (отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц).

Главный специалист-эксперт клиентской службы УПФР в Закаменском районе Норбоева ЭВ



Комментарии