Главная Общество С надеждой и верой в будущее
31.01.2014
Просмотров: 1128, комментариев: 0

С надеждой и верой в будущее



Древнейший бурят-монгольский праздник Сагаалган – встреча Нового года – многие изменения претерпел при Чингис хане. Праздник был объявлен государственным, продолжался целый месяц – Сагаан сар – и праздновался осенью. В это время скот был упитан, в изобилии была молочная пища – сагаан эдеэн.

На разных уровнях, в семьях обсуждались результаты уходящего года, как провели год, сколько новых семей образовалось, не произошло ли кровосмешения, как прибавилось население, приплод скота и лошадей. По указанию Чингис хана, когда он был возведён на всемонгольский ханский престол в год синей деревянной Коровы III РАБЖУНА (1206 год), было объявлено об оказании почестей пожилым людям, многодетным матерям. Для этого из государственной казны выделялось тысяча золотых монет, 10 тысяч серебром, тысяча алда (1 алда равняется 1,5 метра) ткани. Из них 1% давали 60-летним, 2% – 70-летним, 3% – 80-летним, 4% – 90-летним, а ёще более старшим давали 5% и дополнительно ценные подарки. Особо отмечали тех, кто достиг 110-летнего возраста, а достигшим 120 лет присваивали высокое звание «Великовозрастный» и преподносили ценные подарки. Мать, имевшая трёх сыновей, имела равные права с мужчинами, могла обсуждать важные вопросы, касающиеся племени и рода. Самой большой почестью пользовалась мать, родившая семерых сыновей. Она носила белые одежды, ездила на белой лошади. Её встречал сам хозяин, осторожно спускал с лошади, привязывал к коновязи лошадь и, подстелив белый войлок, с почётом заводил домой, усаживал на почётное место – хоймор. Её приглашали к хану, где её стоя встречал сам хан. После обильного угощения многодетную маму щедро одаривали из ханской казны.

Объявлялась амнистия заключённым, у которых преступления считались не тяжкими. Таких заключённых освобождали до 20 числа последнего месяца уходящего года, чтобы они имели возможность встретить Новый год вместе с семьями. Такие люди потом никогда не сбивались с пути праведного. Также было решено во время всех праздников, не только при встрече Нового года, проводить соревнования «Эрын гурбан наадан» (Три игрища мужчин), и чтобы в них принимали участие все мальчики. Тогда же были введены указания, чтобы все родители обучили своих сыновей девяти искусствам мужчин (эрын юhэн эрдэм), а дочерей – восьми искусствам женщин (эхэнэрэй найман шадал). Поэтому с самых ранних лет дети приучались всему, что обязательно пригодится в жизни, чтобы её достойно прожить. Так с самых ранних лет мальчики обучались верховой езде и принимали участие в скачках, борьбе и состязаниях по меткой стрельбе из лука. Овладев всеми этими искусствами, они допускались к участию в «зэгэтэ аба» или «аба хайдаг» (облавная охота, где принимали участие все мужчины рода или всего племени). Девочки с самого раннего возраста помогали матерям, тем самым обучаясь всем премудростям домохозяйки. При достижении замужнего возраста девушка должна была обладать всеми искусствами женщин.

Также Чингис хан, подумав, что время праздника не очень-то подходящее (в то время после бурного празднования Белого месяца наступала длинная, холодная зима), дал указание шаманам, астрологам, чиновникам продумать этот вопрос. Но при его жизни это не успели претворить в жизнь. Только при Хубилай хане празднование Сагаалгана перенесли на первый месяц весны: наконец суровая зима сдаёт свои позиции, день удлиняется, солнце начинает греть, и пробуждается природа, начинается окот овец, телятся коровы, жеребятся кобылы и наступает изобилие белой пищи. Тогда же, с целью завоевания Тибета без применения военной силы, Хубилай хан стал решительно внедрять буддизм, объявив государственной религией. Буддизм ввёл свои коррективы в празднование Сагаалгана. В дацанах проводятся многодневные хуралы с участием многочисленных верующих. В преддверии Сагаалгана, 29 числа, проводится главный ритуал Дугжууба. После чтения молитв и священных сутр совершался обряд Сор залаха – очищающий огонь, одна из самых красочных и необычных церемоний, символизирующий очищение от всего негативного, накопившегося в уходящем году. 30 числа, в последний день и ночь уходящего года, хурал посвящался сахюусану – богине Балдан-Лхаме (бур. Hама hахюуhан, Охин тэнгэри), которая утром наступившего Нового года обходит весь земной шар и дарует благословение всем тем, кто рано утром приветствует наступление Нового года.

Празднование встречи Нового года начинается с чествования сахюусанов и местных духов, хозяина очага и дома, затем приветствовали главу семьи и старших. После этого поздравляют родных и близких с Новым годом и с днём рождения, ведь каждому прибавляется год, независимо от того, когда человек родился, в начале или конце года, даже если родился в Бyтyy. Особо почитали первого гостя (хорошей приметой считалось, если первым зайдёт мужчина). Если одновременно приходит несколько гостей, то самым почётным считается старший из них. В первую очередь гостям наливали чай. Но первую чашку, каким бы почётным ни был гость, преподносят хозяину дома. Гостей угощали обильно, с подарками. И гости всегда приходят с подарками, которые преподносят на хадаке в знак почитания и благопожелания. Самый распространенный хадак – синего цвета, олицетворяющий Вечное синее Небо, символизирует гармонию, согласие, доброту, верность, спокойствие, мужское начало. Белый хадак обладает особой сакральностью – это святость, благополучие, символ женского начала. Зелёный хадак, олицетворяющий Мать-землю – символ цветущей земли, плодородия, благой активности, устранения любых препятствий. Красный – символ огня, власти и величия, способный противостоять сглазу и колдовству. Жёлтый – символ веры, умножения достатка, постоянства и неизменности, тепла и жизни.

Во время обильного угощения гости и хозяева произносили особые юроолы-благопожелания, желая здоровья, счастья, долголетия, умножения их потомства. При этом обязательно соблюдается правило: никто не должен напиваться, гость должен уйти трезвым, в хорошем расположении духа. По традиции у бурят-монголов лицам до 40 лет вообще не наливалось спиртное, достигший этого возраста мог пригубить или выпить только одну рюмочку (дyшэ хyрэhэн хyн дyнгэжэ бариха); в 50 лет – принимать строго по норме (табитай хyн тааруулжа ууха); только достигший 60 имел право принимать «на грудь» (жаратай хyн жаргажа бариха, гэбэшье нэрэ алдараа алдангyй, залуушуулда hургаал заабари табиха аха заха болоhон хyн бэеэ наринаар сахижа, ooрoo жэшээ харуулха ёhотойб гэжэ ойлгодог), и притом он понимал, что если он сам себя поведёт не так, то и подрастающее поколение воспримет его же поведение как руководство к действию. Празднование Нового года – Сагаалгана имеет огромное нравственно-воспитательное значение для молодёжи, приобщая к духовным ценностям, истории и традиции.

Подготовил наш корр. Сэнгэ РИНЧИНОВ
по книге Санжайжапа Банзаракцаева и Эржены Доржиевой
«Эгyyридэ мартагдахагyй мyнхэ тоонтомнай»


Комментарии