Главная Общество Изучать или нет?
28.03.2014
Просмотров: 813, комментариев: 0

Изучать или нет?



Разгорается скандал вокруг недавно принятого Народным Хуралом закона об образовании, в частности по вопросу о появившейся поправке прокуратуры. По этому закону второй государственный язык – бурятский – будут изучать в школах по желанию родителей.

Решение по этому актуальному вопросу депутаты Народного Хурала переносили несколько раз под давлением общественности Бурятии. Проводились общественные слушания в районах, в БГУ, в Иволгинском дацане, где много говорилось об обязательности изучения государственных языков и о государственной поддержке бурятского языка. Была создана совместная рабочая группа из числа депутатов, членов правительства, общественных объединений для подготовки соответствующих документов по вопросам сохранения, развития, преподавания и изучения бурятского языка. Были предусмотрены и средства – 28 миллионов рублей на программу по сохранению, изучению и развитию государственных языков РБ. И вдруг второпях, как бы из-под полы приняли этот важный для всех народов республики закон. При этом многие депутаты утверждают, что не обратили внимания или не вчитались в эту поправку и проголосовали, будучи уверенными, что одобряют другой законопроект. Некоторые депутаты сочли её «ночной корректировкой» законопроекта, коммунист Фёдор Бураев случившееся вовсе назвал «подлогом».

По этому вопросу свою версию озвучил журналистам в пресс-центре Издательского дома «Информ Полис» депутат Народного Хурала Молон ламбагай (Б.Б. Цыденов):

- Я не вхожу в рабочую парламентско-правительственную группу по бурятскому языку. Поэтому всех подробностей принятия дополнений в закон об образовании не знаю. Но мне, как и любому депутату, накануне сессии приходят в электронном виде все тексты законопроектов, которые предстоит рассматривать на пленарном заседании. И я совершенно точно могу сказать, что в последних перед сессией текстах законопроектов этой нашумевшей поправки прокуратуры не было. Я о ней узнал только во время сессии, когда докладчик и содокладчик попросили проголосовать за закон с поправкой прокуратуры. Я эту поправку внимательно прочитал и проголосовал «против».

На мой взгляд, сама поправка о том, что родители могут свободно выбирать – будет ли их ребёнок изучать или нет государственные языки республики, противоречит всем федеральным законам. Иначе получилось бы, что родители могут свободно высказаться за то, чтобы их ребёнок не изучал не только бурятский, но и русский язык.

В статье председателя Комитета по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодёжной политике, общественным и религиозным объединениям Цыденжапа Батуева приводятся любопытные данные: в Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 – в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета изучения. Значит в почти тридцати субъектах России (в некоторых республиках государственными являются несколько языков) все государственные языки используются как языки обучения. В нашей же республике уже с далёких 70-х годов прошлого века бурятский язык как стали изучать в качестве предмета, так до сих пор и продолжается…

В районном управлении образования, ссылаясь на статью Цыденжапа Батуева, методист А.А. Жапов сказал следующее:

- Этот вопрос: изучать или не изучать второй государственный язык, не могут решать только родители. Главное – право дано, только надо грамотно воспользоваться данным правом. Все решения принимают педагогический коллектив и его руководитель по статье Федерального закона: «Преподавание и изучение родного языка... в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами».

По мнению депутата, председателя комитета, поправка прокуратуры республики призвана усилить гарантии преподавания и изучения государственных языков рес-публики.

В заключение приводим высказывание Молон ламбагай:

- У меня перед глазами пример моего учителя. Она чистокровная немка по национальности. При этом свободно говорит на родном немецком, русском и бурятском языках. Она всегда говорит: толерантность – это когда во мне живут три языка. Они делают богаче мои ум и душу. Поэтому я считаю, что если все народы, живущие в Бурятии, будут изучать язык коренного этноса, они только выиграют от этого. Через язык лучше всего познаются традиции, культура, образ жизни народа. Мы будем только духовно обогащать друг друга.

Подготовил Сэнгэ РИНЧИНОВ, наш корр.



Комментарии