Главная Общество "Хамбо лама. Мысли наедине"
18.07.2014
Просмотров: 1139, комментариев: 1

"Хамбо лама. Мысли наедине"



Известно, что Глава традиционной Буддийской сангхи России, Хамбо лама Дамба Аюшеев – человек, хорошо владеющий публичной речью. В Закаменском районе он побывал почти в каждом селе и жителям района знакома его манера, стиль выступлений.

В этом году вышел в свет сборник, или цитатник, как назвал его составитель, «Хамбо лама. Мысли наедине». Составитель – известный в республике журналист Александр Махачкеев, который познакомился с Дамба Аюшеевым в начале 90-х годов, плотно стал общаться с ним, когда он стал главой Сангхи. Общение на протяжении более пятнадцати лет позволило собрать высказывания, реплики, запоминающиеся выражения, говорит Александр Махачкеев. И наконец, с благословения Хамбо ламы, он собрал классический цитатник.

Жители Бурятии восприняли неоднозначно цитатник, зная как резко, порой нелицеприятно, иногда даже с некоторой оскорбительностью произносит Дамба Аюшеев свои речи. Например, буряты, известные своим желанием получать образование, обижаются, когда он говорит, что нечего учиться. Надо жить в своих родовых местах, разводить овец, заниматься борьбой. А бабушек наставляет, чтобы не отправляли деньги в город на обучение внука или внучки. На самом деле, обида – это первая реакция. Буряты всегда отличались желанием учиться, достигать каких-то высот в просвещении. А если задуматься? Буряты уезжают в столицу республики и другие города, заканчивают университеты, но не все находят работу, достойную их образования, по крайней мере, диплома. Зачастую с высшим или средним специальным образованием сельчане работают не весть где, лишь бы не возвращаться в село. Работают на рынке, продают квас, убирают офисы. А сколько бомжей коренной национальности можно увидеть в Улан-Удэ. Так что образование – это хорошо, но еще лучше достоинство. Лучше достойно прожить на своей малой родине, жить своим хозяйством, чем просить подаяние.

Тема образования – это лишь частица. Все гораздо глубже для понимания бурятской души. Впрочем, обратимся к составителю, который в предисловии попытался объяснить значение цитатника: « Язык – это единственное средство, которое абсолютно точно может раскрыть человека как личность. Речь его Преосвященства характеризует как умного, своенравного, ироничного, а порой даже необузданного человека. При этом он всегда остается разным, но по сути своей сострадательным и мудрым человеком. Афористичность Его Преосвященства служит ему для того, чтобы простым, доступным языком донести до верующих сложные буддийские понятия, но, в первую очередь, служит для претворения в жизнь целостной программы возрождения буддийского образа жизни бурят, основанного на традиционном скотоводстве, национальных видах спорта, языке, культуре и, конечно, религии.

По сути это традионалистский проект, вдохновленный периодом расцвета бурятского буддизма накануне революции 1917 года. Он кажется несколько идеалистичным и даже утопичным (впрочем, любая религиозная система идеалистична по определению, поскольку стремится к идеалу) и в новейшей бурятской истории сопоставим разве что только с успешным модернистским проектом Баира Жамсуева в Агинском Бурятском автономном округе в период его суверенитета. Насколько он актуален и эффективен, покажет время, но то, что он реализуется иерархом и Сангхой с железной последовательностью, уже вызывает уважение».

Как сказал Александр Махачкеев, «возможно, спустя много лет его слова будут иметь намного больший смысл и намного большее понимание в сердцах людей». Как бы то ни было, цитатник интересно иметь на своей книжной полке. Кроме того, он послужит отличным подарком тем, кто желает понять бурят, да и вообще всем нам, поскольку «книга говорит не только об общечеловеческих проблемах, но и о сугубо бурятских».

Дарима ГАРМАЕВА, наш корр.



Комментарии
Гость
07.04.2016, 10:37

Где можно купить книгу?

Оставить комментарий