Главная Образование Требования к процессу и результатам образования
14.03.2014
Просмотров: 1043, комментариев: 0

Требования к процессу и результатам образования



В 2013 году Закаменская районная гимназия стала республиканской экспериментальной площадкой по внедрению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, который ставит главной задачей – развитие личности ученика.

В гимназии в этом учебном году многократно в разных классах с привлечением родителей была проведена ролевая игра «Дебаты» по теме «Человек: раб или хозяин природы?». В этой игре дети учатся сами формировать коллектив, распределять роли, решать поставленные задачи и публично защищать свои решения в оформленном виде, а учителя, родители наблюдают за ними и заполняют листы наблюдения с критериями.

Гимназисты восьмых классов под руководством учителя русского языка и литературы И.В. Цыреновой научили этой игре учащихся школы № 5, 4 и с. Холтосон. По отзывам детей, учителей, родителей, игра понравилась своей необычной формой проведения, доступностью, новизной.

В скором времени эта игра станет одной из форм проведения государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов. Традиционные экзамены по билетам, рефератам отходят на последний план.

Кроме этого, приветствуется такая форма, как индивидуальный итоговый проект, который представляет собой учебный проект, выполняемый учеником в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.

Второе поколение ФГОС

С 1 сентября 2015 года все школы переходят на новый стандарт ФГОС ООО второго поколения. В связи с этим с 28 февраля по 1 марта на базе Закаменской районной гимназии прошел межрайонный семинар по теме «Современные требования к процессу и результатам образования с введением ФГОС ООО». В семинаре приняли участие 84 учителя из всех общеобразовательных учреждений нашего района, лучший учитель физики и математики Л.В. Русанова из Петропавловской гимназии со своими шестью ученицами, два специалиста из БРИОПа г. Улан-Удэ: заведующая кафедрой развития образовательных систем и технологий, кандидат филологических наук, доцент Л.А. Гармажапова, заведующая лабораторией развития образования, кандидат исторических наук А.Р. Григорьева, специалист Закаменского РУО Э.Ш. Будаева, методист Закаменского РУО Т.В. Вершинина.

На круглом столе директор гимназии И.В. Цыренова определила основные механизмы освоения и внедрения ФГОС ООО. Отметила, что у нас есть уже опыт экспериментальной работы, т.к. в начальной школе с 2010 года проведено внедрение ФГОС начального общего образования.

Семинар начали с проведения открытых уроков. Интегрированный урок по математике и физике провела Л.В. Русанова в разновозрастной группе учащихся 8, 9, 11 классов. Целью урока стала возможность показать метапредметные результаты урочной деятельности. Е.С. Бальжанова, учитель начальных классов Закаменской гимназии показала решение проектной задачи «Нет границы между предметами» в 4 классе. Учащиеся успешно решили и защитили свои идеи, демонстрируя высокий уровень подготовленности.

На теоретической части разобрали показатели этапов урока: системно-деятельностный подход, где ребята учатся сами формулировать цель урока, ставить и решать учебные задачи, ориентироваться на получение образовательного продукта и учатся осознавать личностный смысл урока (занятия) для развития универсальных учебных действий.

Появляется новое понятие стандарта – критериальное оценивание и формирующее оценивание учащихся. Это значит, что ребенок заранее должен знать критерии оценивания своего образовательного продукта и совместно с учителем работает на самооценку. По традиционной системе ученик только в конце урока узнает, что получил оценку «5» или «3» и за что. Также стандарт выделяет предметные, метапредметные, личностные результаты освоения образовательной программы. Обо всем этом коллегам рассказали и поделились наработками учителя районной гимназии О.Н. Ландина, Я.Ц. Гонжитова, А.М. Уржанов, Л.А. Макарова, Е.С. Бальжанова, И.А. Мельникова.

На просторах Интернета, на образовательных электронных дисках всегда можно найти разнообразные, с точки зрения нового стандарта, разработки уроков, методических заметок, но пока учитель сам не вникнет и не начнет действовать, результата не будет. Методом проб, ошибок, а иногда на интуитивном уровне учительский коллектив гимназии меняет подход в организации урочной и внеурочной системы образования по новым требованиям. Так в гимназии была разработана дорожная карта введения нового стандарта по направлениям: нормативного, финансово-экономического, организационного, информационного обеспечения; разработаны ряд локальных актов, введена информационная карта урока учителя в соответствии с требованиями стандарта, созданы мини-группы для разработки образовательной программы основной школы, обсуждается на кафедрах учебно-методический комплекс учащихся.

Итоги семинара

Дальнейшая работа семинара была направлена на теоретическую и практическую подготовку учителей. На лекциях Л.А. Гармажаповой слушатели учились разрабатывать критерии оценивания художественной творческой работы учащихся, создавать комплексные контрольные работы по оценке предметных и метапредметных результатов, решать учебные задачи формирования универсальных учебных действий по горизонтали, а не по вертикали как по традиционной системе обучения, т.е. создание технологической карты, а не конспекта урока. По требованиям стандарта учитель с детьми должен стоять на одной горизонтальной плоскости.

По итогам работы 67 учителей Закаменского района получили удостоверение о повышении квалификации в Бурятском республиканском институте образовательной политики г. Улан-Удэ по теме «Современные требования к процессу и результатам образования с введением ФГОС ООО».

Работа двух дней семинара была плодотворной, учителя работали с большим желанием, им очень понравились лекции с опорой на практику. По отзывам специалистов из БРИОПа гимназия провела очень большую работу, разобрала теоретическую часть и внедряет в учебный процесс все требования стандарта второго поколения.

Но для внедрения стандарта необходимо создать условия: кадровые (укомплектовать квалифицированными специалистами-предметниками, логопедами, психологами, хореографами, хормейстерами, педагогами вокала и т.д.), финансовые (бесплатного подвоза учащихся, бесплатные учебники, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды), материально-технические (укомплектованные лаборатории и мастерские, бассейны, лингафонные кабинеты, виртуально-наглядные модели и мн. др.), информационно-методические (компьютеры, коммуникационные каналы, интерактивный электронный комплекс по всем предметам и т.д.). Всего этого и многих других требований по стандарту в школах Закаменского района нет или есть частично. Хочется надеяться, что до 2015 года эта ситуация изменится в лучшую сторону.

Е. Аюшеева, зам. директора по УВР МБОУ
«Закаменская районная гимназия»


Комментарии