Главная Малая Родина Краеведение Ёохор – непреходящая ценность народа
14.03.2014
Просмотров: 1263, комментариев: 0

Ёохор – непреходящая ценность народа



20 февраля в Санаге прошли II научно-практическая конференция «Ёохор как культурный феномен, как непреходящая ценность, которая передаётся из поколения в поколение» и конкурс ёохоров «Тyyдэгэй наадан» среди учащихся школ района, организованные Центром дополнительного образования.

Конференция началась с приветствия юных хозяев и доклада члена литературного объединения «Уран Дyшэ» Санжай-Ханды Дармаевой «Ёохор наадан hайхан даа».

Ёохор как культурный феномен, непреходящая ценность, переходящая из поколения в поколение, издавна изучался учёными-фольклористами, профессиональными хореографами, исследователями-краеведами. Ещё в конце ХIХ века учёный-этнограф М.Н. Хангалов опубликовал свою исследовательскую работу, в которой описал ёохор, как народный танец-хатар. В наши дни доктор исторических наук, профессор Д.С. Дугаров на основе собранных им материалов по стилям, в пластике, напеве, манере исполнения, выделил 8 вариантов бурятского ёохора: аларо-унгинский, эхирит-булагатский, идинский, тункинский, байкало-кударинский, баргузинский, восточно-бурятский, заимствованный у западных бурят в 1920-х годах, и закаменский.

На конференции были представлены 14 докладов, в которых раскрывается история возникновения древнего кругового танца бурят. Докладчики, опираясь на богатый местный материал, рассказывали об особенностях закаменского ёохора. Юные исследователи Шара-Азарги представили 4 доклада, а из далёкой Мылы – 3, хозяева из Санаги – 2.

Восьмиклассницы районной гимназии интересно рассказали и о других народных играх. Ольга Цыбенова (Санага) свои исследования провела по поэме «Ёохор» народного поэта Бурятии Лопсона Табхаева. Виктория Максарова (Центр дополнительного образования) в своей работе опиралась на книгу «Элэнхэн голой магтаал» своего земляка и репертуар фольклорного ансамбля «Тоонто» улуса Енгорбой. Мылинцы также опирались на репертуар ансамбля «Мэлэ». Аягма Доржиева (Дабатуйская школа) рассказала о большой работе членов кружка «Тэрэнги» по сбору местного фольклора. Многие докладчики сами исполняли куплеты песен ёохора, выступали и группы поддержки.

Но, к сожалению, многие воспользовались шаблонами из интернета, скачивая не очень уместные фразы, как «обязательно двигаются слева направо». Если вдуматься, то это означает, что они наоборот двигаются против солнца (против часовой стрелки). Раз уж речь идёт о хороводе, то не лучше ли сказать «по солнцу (часовой стрелке). Многие не знают правила орфоэпии. В учебнике 5 класса даётся правило «пишется «hалхин», а произносится «hалтин», а наши дети упорно читают по буквам. Также часто не к месту читают «ха юм», который режет слух.

В итоге третьи места заняли Бэлигто Дамдинов (Дутулур) и Дина Дымпилова (Утата). Второе место заняла Раиса Бадмаева (Санага). Самым содержательным был признан доклад Александры Бадмаевой (Шара-Азарга).

Конкурс ёохоров ещё раз показал, что закаменцы сохранили самобытность своей исконной культуры. Порадовал исполнением ёохорной песни учащийся гимназии Никита Спицын. Утатайцы поразили шикарными костюмами. Санагинцы нашли интересный подход, вводя сюжет. Далахайцы, не имея профессиональных педагогов, приятно удивили вокалом, особенно мальчики. Хочется поздравить цаган-моринцев с отличным дебютом.

Праздник ёохора в Санаге высоко оценил директор Республиканского центра дополнительного образования детей Н.Ц. Сагаев. Директор нашего Центра дополнительного образования Я.Б. Бад-маева выразила надежду, что во всех школах района с 1 по 11 классы будут танцевать ёохор. Ведь и в городских школах сейчас неплохо танцуют.

Сэнгэ РИНЧИНОВ, наш корр.



Комментарии