Главная Малая Родина Краеведение Энергетика Закамны. Истоки
10.08.2012
Просмотров: 1938, комментариев: 1

Энергетика Закамны. Истоки



История любого города – это, прежде всего, люди, но что было бы, если бы на помощь людям не приходили все новые совершенствующиеся технические средства. Еще в 36-м году закаменцы жили без света, в городе не было централизованного энергоснабжения. А Джидакомбинат к этому времени уже разрастался, требуя не масляных ламп на производстве, а качественной подачи электроэнергии.

Локомобили Эрнеста Брюнера

В связи с отдаленностью в то время города Городка как от Улан-Удэ, так и от железнодорожной станции Джида, в городе не было централизованного электроснабжения. Люди разводили костры, зажигали свечи, пользовались масляными лампами, в шахтах были карбидные светильники. В 36-м году было решено построить собственную автономную электростанцию. Электроэнергией первую электростанцию обеспечивали локомобильные машины, крутящие маховик, а тот в свою очередь, электрический генератор. Сначала использовали отечественные локомобили, так называемые «малые», а потом поставили иностранные, локомобили Эрнеста Брюнера. Это были мощные машины, которые вырабатывали гораздо больше электроэнергии, чем отечественные. На полной мощности электрическая станция сжигала 350-400 кубометров дров, поэтому рядом с ней располагался дровосклад, на нем работали пленные японцы, переселенцы, немецкие женщины, заключенные. На протяжении восьми лет электроэнергией город питали локомобили Эрнеста Брюнера.

Баянгольская ЦЭС

А в 48 году была построена и запущена Баянгольская электростанция. От нее в Закаменск были проведены две высоковольтные линии по 35 киловольт каждая, длиной 70 километров. На Баянгольской ЦЭС были установлены американские котлы Кеннеди, позднее их заменили наши российские котлы, которые работали под давлением пара в 43 атмосферы и крутили три турбины по 6 тысяч киловатт. Мощность этой электростанции составляла 18 тысяч киловатт. Город при этом брал двенадцать тысяч киловатт. Решение построить электростанцию в Баянголе было не случайным, поскольку именно там было горное месторождение каменного угля с подземным способом разработки. Строительство Баянгольской ЦЭС стало большим достижением в жизни района.

Увеличение мощности

В связи с развитием Джидакомбината увеличилось строительство объектов жилищно-коммунального и социально-культурного значения, появилась необходимость увеличения мощности электроснабжения. Вскоре был разработан проект строительства новой воздушной линии электропередач Селендума-Торей-Закаменск со строительством новой подстанции Инкурская в г. Закаменск на напряжение 220 киловольт. В 1979 году была построена первая очередь ЛЭП-220 КВт Торей-Закаменск протяженностью 106 километров и подстанция с двумя трансформаторами в десять тысяч киловольт-ампер. А в 1982 году построена уже вторая очередь ЛЭП-220 КВт Селендума-Торей-Закаменск протяженностью 116 километров.

19 августа 1987 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 958 «О комплексном развитии Дальневосточного региона, Бурятской АССР и Читинской области до 2000 года», а также приказ Минцветмета №361 от 8 октября 1987 года «О комплексном развитии производительных сил Дальневосточного экономического региона, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 года», в том числе о расширении Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Расширить комбинат планировалась за счет строительства новой обогатительной фабрики по комплексному извлечению цветных металлов из руды. И тогда встала задача увеличить пропускную способность воздушной линии электропередач Селендума-Торей-Закаменск до 90 мегаватт в час и напряжением в 220 киловольт (до этого линия пропускала почти в два раза меньше мегаватт и ровно в половину меньше киловольт, - Прим автора.). Для осуществления этой задачи институтом Сибэнергосеть проект (г. Иркутск) был разработан проект реконструкции Инкурской подстанции в г.Закаменск с заменой двух трансформаторов в 10 тысяч киловольт на два трансформатора в 43 тысячи киловольт-ампер и напряжением 220 тысяч вольт, а также с заменой всей подстанционной аппаратуры и строительством ячейки на 220 киловольт на подстанции Селендума. Через Госснаб СССР были получены два трансформатора по 43 тысячи киловольт-ампер каждый, кабельная и проводниковая продукция, а также необходимая электроаппаратура. Но из-за начавшейся перестройки реконструкция подстанции «Инкурская» не была произведена. Вторую фабрику строить не стали, поэтому необходимость в увеличении мощности отпала. Линии в Закаменске до сих пор работают на напряжении в 110 тысяч киловольт, несмотря на то, что сама линия рассчитана на напряжение в 220 тысяч вольт.

В 84-м году были закуплены 4 газотурбинные электростанции, каждая мощностью 2,5 мегаватта, т.е 2,5 тысячи киловатта и если бы тогда они были запущены, то город сегодня имел бы мощность в 10 тыс. киловатт. Все построенные в то время линии электропередач работают до сих пор. Для резервного энергоснабжения были куплены газотурбинные электростанции, работающие на солярке. Самостоятельно они могли бы дать напряжение на город и на фабрику, которого могло бы не быть при выходе из строя основной линии электропередач, основного источника генерации, Гусиноозерской ГРЭС.

«Генератор на консервации»

- Наша локомобильная электростанция, построенная в 36-м году, к этому времени уже была демонтирована. И вот два последних оставшихся агрегата Эрнеста Брюнера нас спасли в 57-м году во время землетрясения, – рассказывает Владимир Иванович. - 7 февраля 1957 года в 7 часов 15 минут утра было сильное землетрясение, оцененное в 6,5 баллов. Баянгольскую ЦЭС выбило на ноль, они потеряли электроэнергию, необходимую для внутренних нужд электростанции, обеспечивающую работоспособность турбин и котлов. Фабрика и жилые дома остались без электроэнергии на протяжении 5 часов. Температура воздуха была -47 градусов. Начальник городской электростанции в этот момент находился в командировке и я, как заместитель, вынужден был отдать команду запустить последний локомобиль Эрнеста Брюнера с генератором в 450 киловатт, чтобы подать для запуска напряжение на Баянгольскую ЦЭС. Когда я дал такую команду, дежурный техник станции сказал мне тогда: «Владимир Иванович, генератор на консервации (то есть отсоединен от основной машины, прежде чем его запустить, нужно сделать ревизию, промыть, просушить и т.д., такие манипуляции занимают порядка 2-3 суток)», - но я пошел на риск, сказав технику все же запустить машину, поднять давление пара до 13-ти атмосфер, подготовить генератор к запуску. После поднятия пара давление машины оказалось нормальным, мы запустили генератор и дали напряжение. Баянгольская ЦЭС подхватила напряжение на собственные нужды, но дать напряжение в город не могли еще в течение нескольких часов, пока не раскрутились все механизмы. За это время все центральное отопление в городе все же перемерзло. Что же касается локомобильной электростанции, сразу после этого случая мы ее демонтировали, так как теперь она стала невостребована: в городе уже была мощная электростанция. А во вторых, у нас уже была воздушная резервная линия в 110 киловольт и в 35 киловольт.

Люди помнят

На месте локомобильной электростанции после демонтажа открыли швейную фабрику на 220 рабочих мест. Сейчас, спустя более полувека, кажется далекой история с локомобилями и строительством высоковольтной линии, но до сих пор живы люди, которые помнят, какой сложной оказалась задача по выгрузке тех самых двух трансформаторов с железнодорожных платформ, помнят, как искали решение по перевозке этих трансформаторов в Закаменск со станции Джида, поскольку вес одного трансформатора составлял 109 тонн, а имеющийся в городе кран имел максимальную грузоподъемность в 65 тонн. Большую работу по развитию энергосистемы района, города, комбината и нормального обеспечения электроэнергией действующего производства провели П.П. Кабинин, В.А. Воронин, А.В. Соловьев, С.М. Юзов, С.А. Бараулин. В.М. Ларюшкин, И.Д. Бальчугов, В.М. Никитин.



Комментарии
Гость
06.11.2012, 16:03

Спасибо за эту статью.
Спасибо за то, что помните и рассказываете о тех событиях, которые были героическими.
Спасибо, что помните тех людей, которые навсегда живы в сердцах их родных и близких.
С уважением Черяева (Соловьева) Светлана Александровна. г. Санкт-Петербург. 06.11.12

Оставить комментарий