Интервью
- Доржиев Бато - Очир Владимирович, с. Шара - Азарга, фермер
- Анадуев Батор Доржиевич, охранник, школа - интернат, с. Кижинга
- Осохеев Николай Петрович, директор ДЮСШ, Окинский район
- Чтобы быть красивой и успешной, ей достаточно идти под руку с любимым мужем
- Сэлмэг Булатовна Ибрагимова, домохозяйка, г. Закаменск
- Олеся Геннадьевна Дашиева, главная медсестра Закаменской ЦРБ.
- Цыпилма Ивановна Очирова с. Енгорбой, домохозяйка
- Надежда Бимбаевна Доржиева, учитель английского языка СОШ №1 г. Закаменск
фотогалерея
архив новостей
погода
Об образовании государственности Бурятии
На прошлой неделе первый заместитель главы правительства Иннокентий Егоров в режиме видеоконференции провел совещание по подготовке к празднованию 90-летия республики.
Юбилейные торжества пройдут в конце мая – начале июня в г. Улан-Удэ. Но юбилей не обойдется одним торжеством в столице республики. С начала года в Улан-Удэ и районах республики стартовали юбилейные мероприятия, о чем доложили главы Кяхтинского и Прибайкальского районов, а также представитель мэрии г. Улан-Удэ. Большой интерес вызвало выступление начальника управления по делам архивов РБ Александра Елаева, которое хотелось бы представить и нашим читателям.
ОБРАЗОВАНИЕ БМАССР – 1920-1937 ГОДЫ
Идеи создания бурятской автономии зародились в ходе национального движения бурятского народа начала 1900-х годов. В период революции 1917 года эти идеи окончательно оформились в открытые требования предоставления автономии.
В октябре 1920 года, благодаря инициативе Э-Д. Ринчино и А. Доржиева, которые попали к В.И. Ленину и донесли до него необходимость предоставления автономии бурятскому народу, было принято знаменитое постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами». Это постановление стало тем директивным документом, который дал толчок созданию бурятской автономии.
В 1921 году была образована Бурят-Монгольская автономная область ДВР.
В январе 1922 года Декретом ВЦИК была образована Бурят-Монгольская автономная область РСФСР.
С созданием Бурят-Монгольских областей идея автономии была реализована на практике. Однако бурятский народ оказался в двух разных административных единицах.
После воссоединения Дальнего Востока и Забайкалья с РСФСР в ноябре 1922 года появились объективные и необходимые условия для решения вопроса об объединении Бурят-Монгольских автономных областей.
В ноябре 1922 года президиум Бурят-Монгольского обкома РКП(б) БМАО РСФСР инициировал вопрос об объединении двух автономных областей в автономную реcпублику, этот же вопрос был поставлен Бурревкомом БМАО Дальнего Востока. Идея объединения Бурят-Монгольских областей нашла поддержку у центральных партийных и советских органов РСФСР.
Однако процесс объединения бурятских автономных областей в республику, также как и их создания, был сложным. Региональные партийные и советские органы неоднозначно отнеслись к созданию автономии и объединению областей в республику. К решению данного вопроса были привлечены губернские и краевые органы, Дальневосточный и Сибирский ревкомы, Дальбюро ЦК РКП(б) и Сиббюро ЦК РКП(б), на высшем уровне участвовали Наркоминдел, НКВД и Наркомнац, Оргбюро ЦК РКП(б) и ВЦИК.
После длительного процесса обсуждений и согласований за объединение Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и Дальнего Востока высказались Оргбюро ЦК РКП(б), Наркомнац, Наркоминдел, а затем – Президиум ВЦИК.
30 мая 1923 года Президиум ВЦИК, рассмотрев проект об объединении, постановил: “...объединить в одну Бурят-Монгольскую Социалистическую Советскую Республику автономные области бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Верхнеудинске …”
В развитие своего постановления от 30 мая об объединении автономных областей бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока в одну республику, Президиум ВЦИК 13 июня 1923 года принял новое постановление, в котором подтвердил и развил ранее принятые решения.
Таким образом, постановления ВЦИК об объединении Бурят-Монгольских автономных областей в одну республику юридически закрепили образование Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики.
Следует подчеркнуть, что юридическое признание автономии не означало автоматического решения всех проблем, связанных с созданием собственной национальной государственности. Создание республики наталкивалось на объективные трудности, связанные с уровнем политического, экономического, культурного и правового развития бурят, с отсутствием у них исторического опыта собственной государственности.
Строительство новой республики было связано с серьезными проблемами в создании государственного аппарата и обеспечения его кадрами, в финансово-хозяйственной области и при определении окончательных территориально-административных границ. Основную работу по организации республики взял на себя революционный комитет БМАССР. Необходимо было в кратчайшие сроки установить границы территории республики, провести I съезд Советов республики, организовать органы управления и многое другое.
Новое административное деление республики строилось на основе следующих требований:
1. Экономическое тяготение населения к определенным центральным пунктам.
2. Бытовая и хозяйственная однородность населения района.
3. Условия связи и сообщения соответствующих пунктов и периферий.
4. Численность населения.
5. Национальный состав населения.
К сентябрю 1923 года было создано 9 (вместо 12) аймаков (уездов) и 62 хошуна (волости) вместо 88.
После завершения работ по новому административно-территориальному делению и определению окончательных границ рес-публики, осенью 1923 года были проведены выборы в Советы.
На первом съезде Советов Бурят-Монголии в декабре 1923 года были рассмотрены вопросы советского строительства и укрепления всей системы государственного аппарата, был избран Центральный Исполнительный Комитет БМАССР и его президиум в составе 7 человек. Председателем Президиума был избран Матвей Иннокентьевич Амагаев. ЦИК стал верховным органом государственной власти в период между съездами Советов БМАССР.
На первой сессии ЦИК был утвержден состав СНК – высшего органа государственного управления Бурят-Монгольской АССР. Председателем СНК республики стал Михей Николаевич Ербанов.
Деятельность республики с 1923 года по 1937 год осуществлялась на основе «Положения о государственном устройстве Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики», утвержденного ВЦИК 12 сентября 1923 года. В положении были регламентированы основные права и функции республики, определены полномочия ее руководящих органов, разграничены компетенции республики и центра. Бурят-Монгольская АССР, по положению, признавалась федеративной частью РСФСР. Аппарат государственной власти должен был создаваться в соответствии с Конституцией РСФСР.
В ведении Союза ССР, согласно положению, находились иностранные дела и внешняя торговля. В двойном подчинении были наркоматы: путей сообщения, почты и телеграфов, финансов, труда, рабоче-крестьянской инспекции, ЦСУ. Военный комиссариат республики непосредственно подчинялся ближайшему окружному военному комиссариату. Автономными признавались народные комиссариаты: внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения и земледелия. В положении была закреплена равноправность русского и бурятского языков на территории БМАССР.
К 1923 году Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика имела территорию 338140 квадратных верст с населением в 450675 человек, в том числе 33072 человека составляло городское население. Буряты составляли 49% от общего числа жителей республики. На территории Бурят-Монголии насчитывалось 2349 населенных пунктов, в том числе три города: Верхнеудинск – столица республики, Троицкосавск и Баргузин. В 1924 году административно-территориальное устройство состояло из 9 аймаков, 35 хошунов, 26 волостей, 494 сельских и сомонных Советов.
Национально-государственное строительство в БМАССР до начала 30-х годов во многом определялось доктриной мировой революции, согласно которой БМАССР отводилась роль «форпоста социализма» и «плацдарма мировой революции на буддийском Востоке».
Национально-государственное и хозяйственное строительство в Бурятии в 20-30-е годы осуществлялось одновременно с крупномасштабным национально-культурным строительством, в результате которого за 14 лет существования БМАССР в сфере духовной и культурной жизни бурятского народа и всего населения республики произошли значительные и качественные изменения. В процессе национально-государственного строительства в 20-30-е годы была, в основном, ликвидирована политическая, хозяйственная и культурная отсталость республики, были сформированы национальные кадры квалифицированных рабочих, специалистов сельского хозяйства и интеллигенции, произошли изменения в социальной структуре населения.
К концу 30-х годов структура органов государственной власти и управления, их функции и направления деятельности и, в целом, государственное устройство республики оформились, в основном, на принципах советской государственности.
В 1937 году территория республики быларазделена на три части: БМАССР и Усть-Ордынский и Агинский автономные округа.
ЭТАП РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ С 1937 ПО 1958 ГОДЫ
Этот период характеризовался раздельным существованием республики и двух автономных округов. Участием республики в Великой Отечественной войне, восстановлением народного хозяйства в послевоенный период.
В 1958 году БМАССР была переименована в Бурятскую АССР.
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1960-1990 ГОДЫ
В 1965 году, после ликвидации совнархозов, деление на сельские и промышленные районы было отменено, все районы стали называться аймаками.
Социально-экономическое и культурно-политическое развитие страны в 60-80-е (8, 9, 10-я пятилетки) известно сейчас как период «развитого социализма». В эти годы, которые сегодня противоречиво и неоднозначно оцениваются, произошли значительные изменения в экономической и культурной жизни республики.
В начале 90-х годов в условиях всеобщей эйфории суверенизации 8 октября 1990 года Верховный Совет Бурятской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете.
Процесс демократизации общественно-политической жизни страны начала 90-х годов подвел черту под семидесятилетней
историей существования БМАССР – БурАССР – национальной государственности бурятского народа и положил начало переходу к новой форме государственности – территориального типа.
22 февраля 1994 года в результате постатейного обсуждения проекта Верховный Совет принял новую Конституцию Республики Бурятия, которая изменила содержание ее государственности.
В этом году государственности Бурятии исполняется 90 лет. За этот почти вековой путь своего развития республика кардинально изменилась, превратилась из отсталой окраины Российской империи в равноправный субъект современной Российской Федерации.
Оставить комментарий