Главная Кроме того Мандала медицины
29.11.2011
Просмотров: 1786, комментариев: 0

Мандала медицины



Мандала медицины

Впервые в новейшей истории Закаменского района в одном из дуганов города Закаменска была построена мандала и проведен обряд её разрушения. Мандалу построил лама из Гоман дацана, что в Индии, Лобсан Сэндуб. Помогал ему лама из села Дутулур Аламжи.

Мандала – символическое изображение Вселенной, построенная из песка или цветов, тесно связана с представлениями о неразрывности макро- и микрокосмоса, мира людей. Каждая мандала является графическим изображением того или иного тантрического учения, передавая его суть на языке символов. У нас была построена мандала медицины.

Построение мандалы – это уникальное искусство, передающееся монахам, достигшим в учении наиболее высокого уровня. Монахи в мельчайших подробностях запоминают десятки мандал, рисунок из толченного мрамора и окрашенного песка выполняется в точном соответствии с древними текстами. Церемония построения дарит благословение и очистительную силу всем присутствующим на ритуале. Живет она ровно столько, сколько длится ритуал. Разрушение мандалы – это тоже особый ритуал, после которого песок раздают верующим. Можно использовать его при постройке жилищ, засыпать в фундамент или между стен для очищения жилища от отрицательной энергии, от болезней. Так же его используют в качестве оберега от порчи, болезней и т.д. (на алтаре, в машине, на шее).

В центре мандалы возведен дворец, построенный из пяти драгоценностей, золота, серебра, белого жемчуга, красного жемчуга и волшебного камня вайдурья, сияние которого изгоняет болезни. Дворец украшен драгоценными камнями норбу-ринпоче. «Камни эти усмиряют 404 болезни, вызванные ветром, желчью и слизью по отдельности, их сочетаниями по два и всеми тремя вместе», - говорится в знаменитом «Каноне тибетской медицины – «Чжуд-ши». Во дворце на вайдурьевом троне восседает Бхайшаджьягуру, чей знак - книга (пустака), символизирующая Учение восьми Бхайшаджьягуру (медицинских будд) – изображен в центре мандалы. Четверо ворот, ориентированных строго по сторонам света, ведут во дворец и охраняются грозными стражами – докапалами: Вайшравана – на севере, Дхритараштра – на востоке. Вирудхаки – на юге, Вирунакши – на западе. На песочной мандале символы каждого из них изображены в створах Т-образных ворот. Дворец окружают изображения восьми благоприятствующих знаков: колесо (чакра), раковина, цветок лотоса, зонт (чхатра), золотые рыбы (матсья), ваза (калаша), знамя (дхваджа) – знак вечности. Их дополняют изображения вселенского монарха – чакравартина и его семи сокровищ, драгоценное колесо и драгоценный камень – символы светской власти и духовного величия, конь и слон – выражение неистощимой энергии и мощи, царица, министр и генерал – воплощение любви, мудрости и силы. Изображенные на внешнем квадрате растения и птицы символизируют различные лекарства, ибо, с точки зрения тибетской медицины, в природе нет ничего, что не могло бы быть лекарством или ядом. Завершают композицию расположенные напротив ворот горы, тесно связанные с силами Солнца, Луны и лекарственных растений. На севере – гора Снежная (тиб. Гангс-чан), вбирающая силу Луны, на востоке – гора Благовонная (тиб. Спос-данг-лданг), где растет лес миробалана (пальчатого лимона). «Там, где проникает аромат миробалана хебула, нет места ни одной из 404 болезней», – сказано в «Чжуд-ши». На юге расположена гора Проникающая (тиб. Бигс бйед), наполненная силами Солнца, а на западе – гора Малайа, где «предостаточно всего, что относится к лекарственным средствам, и в этом украшение горы» («Чжуд-ши»).

Дарима ГАРМАЕВА,

наш корр.



Комментарии