Сцепление МАЗ



Авто

                        Сцепление с конической пружиной

 Если сравнивать сцепление МАЗ с диафрагментарной пружиной и однодисковое сцепление, где используется центральная коническая пружина, то окажется, что последний вариант способен передавать значительно больший крутящий момент. Это стало возможным за счет того, что между пружиной и нажимным диском установлен специальный рычажный механизм, который увеличивает силу давления пружины.

 В то же время, по конструкционному исполнению такой вариант сцепления даже проще, чем тот, где используются периферийные пружины. А еще, он имеет меньший осевой размер, чем сцепление с периферийными пружинами. Для того чтобы сделать распределение нагрузки на нажимной диск более равномерным, используются веерообразные упругие рычаги. Сцепление с такой схемой применяются в основном на большегрузных авто.

 

                 Устройство и принцип работы   сцепления МАЗ

  В сжатом состоянии коническая пружина, которая имеет прямоугольное сечение витка, располагается между опорным фланцем и подвижной втулкой. Так как эта пружина не контактирует с нажимным диском при работе, то она не имеет причины нагреваться, а значит, будет дольше сохранять упругость. Сам фланец фиксируется в кожухе, в свою очередь закрепленном на маховике.

 На внутренней части подвижной втулки крепится специальная обойма, предназначенная для шаровых опор нажимных рычагов, выполненных в виде разрезанного диска, что сразу ассоциирует их с вентилятором, который охлаждает сцепление МАЗ. Наружные концы данных рычагов располагаются между кольцевыми выступами опорного фланца и такими же выступами нажимного диска. В результате обеспечивается перемещение нажимного диска, а также перемежение и прижатие к маховику ведомого диска. К основной функции упругих рычагов можно отнести плавное включение и выключение сцепления.

 Между кожухом и опорным фланцем установлены прокладки, чья задача регулировать давление, оказываемое конической пружиной. Прямоугольные выступы нажимного диска совмещаются с пазами кожуха, осуществляя передачу крутящего момента от маховика нажимному диску и обеспечивать осевое смещение самого нажимного диска.

 Когда выключается сцепление, муфта с выжимным подшипником смещается к маховику и начинает давить на подвижную втулку. Та, в свою очередь, сжимает пружину, перемещая к маховику внутренние концы рычагов. Наружные концы рычагов отпускают нажимной диск, и оттяжные пружины отводят его от ведомого диска, прекращая передачу крутящего момента.

30.09.2013 Ася Самбялова